Надо ли
промывать мотор при замене масла
Или как правильно перейти на другую марку масла?
Промывка двигателя - очередное заблуждение?
Итак, вопрос ребром - надо промывать двигатель или нет? Если Вы введете этот вопрос
в любой поисковый сервер - в результате получите примерно треть ответов «да,
однозначно надо», еще треть - «нет, ни в коем случае», ну а остальные мнения
будут смазанными, типа «надо, но...», «нельзя, но в некоторых случаях...».
Создается впечатление, что вопрос этот, как и выбор производителя масла, сродни
вопросу вероисповедания.
Но это только на первый взгляд. На самом деле, есть совершенно объективные
факторы, понимая которые можно смело принимать правильное решение.
Итак, о главном. Что есть общепринятое понимание фразы «промывка двигателя»?
Большинство автолюбителей эту фразу ассоциируют с какой-то химией (а-ля "5
минутная промывка двигателя"), которая добавляется в старое масло перед
сливом, после чего можно заливать новое, или же со специальным промывочным
маслом, которое заливается между «старым» и «новым» маслом.
Исходя из такого понимания вопроса, автолюбители нередко сбиваются с ног в
поисках самой эффективной «5 минутной» промывки, или же самого качественного
промывочного масла. Многие еще и к тому-же употребляют такие продукты при
каждой замене масла...
А на самом деле?
А на самом деле, промывка двигателя - процесс действительно очень нужный и
важный, только производить ее нужно совсем не такими способами, как это описано
выше.
Для начала, вспомним о составе любого моторного масла. Там с завода есть ряд
присадок, и как минимум одна из них как раз и отвечает за постоянную очистку
внутренних деталей двигателя. Таким образом, заливая в свой мотор качественное
масло - Вы уже делаете достаточно для очистки двигателя.
Если Вы регулярно и вовремя заливаете в двигатель одно и то же качественное
масло - никакие дополнительные очистительные процедуры Вашему мотору не нужны!
Другой вопрос, если Вы только купили автомобиль, и его сервисная история для
Вас окутана неким туманом неуверенности. Или, к примеру, Вы решили сменить
марку, тип, либо производителя автомасла. В этих, а также некоторых других
случаях, мотор промыть нужно, но только не химией и не каким-то специальным
промывочным маслом, если конечно у Вас не Жигули, на состояние которых Вам
абсолютно наплевать, и если Ваш двигатель Вам дорог, ну хотя бы, как память.
Почему промывки и промывочное масло - это плохо?
Идем дальше - Вы, к примеру, заливаете в мотор вместе с уже отработанным маслом,
какую-то химию «для промывки двигателя». Совершенно очевидно, что в этой химии
должны быть какие-то активные вещества, иначе промывка, как таковая, теряет
смысл. Вы специалист в области химии? Вы знаете, как эти вещества могут
взаимодействовать с внутренними деталями двигателя? У Вас есть гарантия, что
промывка не разъест, например, кольца в Вашем моторе?
Более того, залив промывку в старое масло, вы существенно меняете его
характеристики, и в первую очередь речь идет о вязкости масла. Очень сильно меняете,
я бы сказал - в разы, а то и больше. Потом Вы это старое масло сливаете, и...
о, чудо, до 10% его остается в моторе (зависит от конструкции двигателя)! Не
верите? Так проверьте, хотя бы методом сравнения, сколько по техническим
характеристикам производителя должно быть масла в Вашем двигателе, и сколько
масла Вы обычно заливаете.
Продолжаем фантазировать, Вы заливаете новое масло, и оно смешивается, только
уже не со старым, а с вообще непонятно чем, абсолютно точно не подходящим для
Вашего двигателя. И содержание этой адской смеси в Вашем новом масле - целых
10%! Для справки, в нормальном масле примерно 85% состава - это основа, и еще
15 - присадки. То есть, фактически, таким образом Вы добавляете в свое масло
еще почти столько же «присадок», сколько там уже есть. Только действие этих
«присадок» - непредсказуемо, ибо они точно не предусмотрены производителем
двигателя. Дальше продолжать?
Все вышесказанное кстати касается любых присадок для любых целей, которые
продаются отдельно для моторных масел. Повторимся в который раз: посторонние
присадки и добавки в моторное масло могут только навредить двигателю, причем
сделают это наверняка - постарайтесь это понять
Примерно та же картина, если используется промывочное масло, просто там,
вероятно, активных веществ поменьше, а потому и негативный результат будет не
так быстро заметен.
А как же тогда промыть двигатель и в каких случаях это нужно делать?
Собственно, промывать мотор можно и нужно только в следующих случаях:
1. Когда Вы меняете марку и/или производителя масла (детальнее читайте о том,
как делается моторное масло и можно ли смешивать разные автомасла).
2. Когда меняется вязкость или тип моторного масла (например, с синтетики
переходите на пол у синтетику).
3. Когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо,
антифриз, некачественное масло.
4. После любого ремонта двигателя, связанного с вскрытием ГВЦ (головка блока
цилиндров).
5. Когда есть сомнения в своевременных регулярных заменах масла в прошлом.
Самым лояльным для двигателя является
следующий способ промывки:
1. Просто сливаем «старое» масло с прогретого двигателя, дав при этом
машине хорошенько отстояться (чтобы вытекло максимум). Если автомобиль на
подъемнике и он такое позволяет - машину можно «наклонить» в обе стороны - так
вытечет больше.
2. Заливаем «новое» масло, ставим новый фильтр.
3. Пару дней ездим, не перегружая мотор (держим «обкаточный» максимум
оборотов).
4. Снова меняем масло, опять с максимальным сливом (фильтр тоже под замену!).
5. Первую следующую замену масла после вышеописанных операций производим в два
раза быстрее обычного (т.е. если Вы обычно меняете масло каждых 10 тыс. км, в
первый раз поменяйте через 5 тыс.).
Все, мотор промыт. Если остались
сомнения в его внутренней чистоте - просто сократите на какое-то время свой
сервисный интервал - для двигателя это только на пользу.